Николаевский Клобуков женский монастырь г. Кашин, Тверская обл., ул. Смычка, д. 6 карта официальный сайт ©

Святыни

О монастыре → Святыни

Некогда в Николаевском Клобуковом монастыре пребывали древние, ныне утраченные, святыни: икона святителя Николая Мирликийского, серебряный крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона, панагия с частицею мощей св. Иоанна Предтечи... Те же святыни, что сохранились, в XX веке разделили судьбу поруганной обители.

Келья преподобного Макария Калязинского в деревянном саркофаге. Начало XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского. Келья преподобного Макария Калязинского в деревянном саркофаге. Начало XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского.

Келья преподобного Макария Калязинского в деревянном саркофаге. Начало XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского.

Внутри монастыря, с южной стороны, между теплой церковью и братским корпусом, с 1425 года существует ветхая деревянная келья преп. Макария, игум. Калязинско­го, чудотворца, в которой он положил начало иноческих своих подвигов; над этой кельей устроен деревянный шатер; крыша покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Длина кельи преподобного Макария, с углами, снаружи 3 арш. 18 вершк. (около 2,93 м — здесь и далее в цитате прим. ред.), ширина 3 аршина 3 вершка (2,27 м), а вышина от земли до крыши 2 арш. 2 вершка (1,51 м); внутри же длина 3 арш. 9 вершк. (2,53 м), ширина 3 арш. (2,13 м). Пол в ней и крыша снаружи ветхи, потолка нет; окно только одно волоковое, в 5 верш. (22 см), на правой стороне при входе в келью. В ней находится деревянный крест, аналой и подсвечник старинные, деревянные», — так описывает о. Серафим Архангелов келью прп. Макария Калязинского, хранившуюся в Николаевском Клобукове монастыре. Собственноручно построенная преподобным около 1425 года, она почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убожеством. В 1903 году над этой кельей в качестве футляра поднялась кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили.

Марфо-Мариинская обитель в наши дни Воссозданная в 2009 году келья преподобного Макария.

В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на исконном месте в первозданном виде, восстановленном по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. Нынешняя келья лишена деревянного саркофага, в который некогда была заключена. Размером она крайне невелика — спать, по всей видимости, в ней получалось только сидя. Топилась келья, скорее всего, по-черному, о чем свидетельствует небольшое оконце. Для воссоздания кельи преподобного Макария использовались бревна от старых разобранных домов, не менее чем вековой давности каждое.

Одна из древнейших святынь монастыря — уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия», которая находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. По мнению Б. М. Кирикова, образ Божией Матери «Одигитрия» из Клобукова монастыря «отражает в иконографии консервативные тенденции тверской школы и те импульсы, которые шли от позднепалеологовского искусства... Строго пирамидальная композиция подчеркнуто, монументальна и статична, — пишет исследователь. — Она разработана в уплощенном, как бы сглаженном рельефе. Ровные поверхности цвета — вишневый мафорий Богоматери, золоченые одежды Младенца и нимбы, золотисто-охристые карнации — источают теплое мерцающее свечение».

Строгий «интерьер» реконструированной кельи поражает аскетизмом. Строгий «интерьер» реконструированной кельи поражает аскетизмом.

Строгий «интерьер» реконструированной кельи поражает аскетизмом.

По предварительной договоренности с Музеем имени Андрея Рублева, планируется выполнить копию монастырской святыни.

В восстановленной Макарьевской часовне сейчас находятся иконы, принесенные в обитель кашинцами и жителями окрестных сел и деревень в 1980—90-е годы, когда стало возможным возрождение Николаевского Клобукова монастыря. Многие из них были найдены старостой Петропавловской церкви города Кашина (подворье Клобукова монастыря) Анатолием Снегиревым. Особенность большинства «домашних» икон — объемные деревянные золоченые киоты, выполненные в местной технике тиволинской резьбы. Ее отличительная черта — обрамляющий икону резной орнамент в виде спелых виноградных гроздьев и витой лозы. Фигурка голубя — также традиционный для Кашина элемент декора в киоте. Многие киоты украшены кружевными рушниками с вышивкой — обычное дело для традиционного крестьянского дома. В левом углу часовни пребывает икона Воскресения Христова, подаренная монастырю потомками кашинского купеческого рода Ждановых.

Уникальная резная икона Богородицы «Одигитрия» хранится в Музее имени Андрея Рублева. Уникальная резная икона Богородицы «Одигитрия» хранится в Музее имени Андрея Рублева.

Уникальная резная икона Богородицы «Одигитрия» хранится в Музее имени Андрея Рублева.

Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после ее кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Она велела передать духовенству, что гроб ее должно держать «честне» (т.е. достойно) и что перед гробом следует зажечь свечу, «пред образом — Спаса Нерукотворенного». Так были обретены нетленные мощи святой благоверной княгини Анны.

Образ Воскресения Господня — бывшая домашняя икона семьи Ждановых. Образ Воскресения Господня — бывшая домашняя икона семьи Ждановых.

Образ Воскресения Господня — бывшая домашняя икона семьи Ждановых.

Слухи о святой вскоре дошли до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей княгини Анны из деревянного храма в каменный Воскресенский собор. И он выполнил обещание. Самодержец с боярами поднял на плечи мощи святой, чтобы перенести их в соборный храм. Но перед входом в собор мощи чудесным образом «встали», их не могли сдвинуть с места. Это поняли как знак того, что на месте обветшавшего Успенского храма надо ставить новый, каменный.

Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году канонизации святой благоверной княгини Анны Собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось готовившимся тогда наступлением на старообрядчество. Дело в том, что при первом вскрытии гроба святая Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей, но на руке были, естественно, соединены не три, а два перста, что вызвало смущение в народе. Княгиня была деканонизирована. Впрочем, жители Кашина продолжали почитать свою небесную покровительницу и заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили город стороной. В XVIII веке записано было более 40 чудес, произошедших на ее могиле. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской, которая состоялась 24 июня 1909 года — вскоре после того, как в России приняли закон о старообрядцах, предоставлявший им гражданские права. Свыше ста тысяч богомольцев и паломников пришли в этот день в Кашин, украшенный по случаю торжества флагами и гирляндами.

Резные киоты местной тивояинской школы. Резные киоты местной тивояинской школы.

В послереволюционные годы безбожная кампания по дискредитации православных святынь не обошла стороной Кашин — мощи княгини вскрыли. Правда, произошло это гораздо позже времени основной массы подобных надругательств — в 1930 году. Кашинцы долго никому не позволяли осквернить свою главную святыню. Чтобы это стало возможным, потребовалось буквально накануне арестовать весь райком партии и городской совет, расстрелять многих священнослужителей и подвергнуть жестоким репрессиям бывших монашествующих. Лишь после этого приехавшая комиссия приступила к вскрытию мощей. Надругательство снимали на кинопленку. Вскоре в «Правде» появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами святой Анны Кашинской — это «поповский обман», подлежащий решительному разоблачению. Нужно отметить, что изъятие мощей небесной защитницы города кашинцы демонстративно бойкотировали — чтобы «представить» толпу любопытствующих и сочувствующих происходящему, властям пришлось согнать в Кашин народ из окрестных деревень.

В этой раке с 1909 года по 1990-е гг. покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской. В этой раке с 1909 года по 1990-е гг. покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.

В этой раке с 1909 года по 1990-е гг. покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Раку с мощами святой после этого перенесли в Кашинский краеведческий музей — в качестве объекта атеистической пропаганды. Но и тут большевики просчитались — музей превратился в место молитвенного поклонения. В музейном зале мощи были поставлены в открытом виде, за ракой стояла икона «Прощание Михаила Тверского с Анной Кашинской перед отъездом в Орду», подаренная жителями города Корчева, и много лет люди приходили в музей, покупали билет, приближались к мощам святой княгини и молились перед ними.

Большим почитателем святой благоверной княгини Анны Кашинской был царь Алексей Михайлович. Большим почитателем святой благоверной княгини Анны Кашинской был царь Алексей Михайлович.

Большим почитателем святой благоверной княгини Анны Кашинской был царь Алексей Михайлович.

Только спустя годы начальство раскрыло секрет популярности Кашинского краеведческого музея... В 1948 году, в пору недолгой религиозной «оттепели», святые мощи передали в Вознесенский собор. При Хрущеве этот храм закрыли, а раку с мощами святой Анны Кашинской переместили сначала в Петропавловскую церковь, а позже — в храм Рождества Христова на Горе.

Выставленным в Кашинском краеведческом музее мощам святой княгини в 1930— 40-е годы продолжали поклонятся верующие. Выставленным в Кашинском краеведческом музее мощам святой княгини в 1930— 40-е годы продолжали поклонятся верующие.

Завершилось это неслыханное кочевье в начале 1990-х годов. 25 июня 1993 года мощи святой благоверной княгини были перенесены во вновь открывшийся кафедральный Вознесенский собор, где они и пребывают ныне. Рака, в который мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с нее сняли обтягивавший ее зеленый бархат. Под ним открылся темно-малиновый бархат с надписью: «Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года».