Святыни
О монастыре → Святыни
Некогда в Николаевском Клобуковом монастыре пребывали древние, ныне утраченные, святыни: икона святителя Николая Мирликийского, серебряный крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона, панагия с частицею мощей св. Иоанна Предтечи... Те же святыни, что сохранились, в XX веке разделили судьбу поруганной обители.
Келья преподобного Макария Калязинского в деревянном саркофаге. Начало XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского.
Внутри монастыря, с южной стороны, между теплой церковью и братским корпусом, с 1425 года существует ветхая деревянная келья преп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца, в которой он положил начало иноческих своих подвигов; над этой кельей устроен деревянный шатер; крыша покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Длина кельи преподобного Макария, с углами, снаружи 3 арш. 18 вершк. (около 2,93 м — здесь и далее в цитате прим. ред.), ширина 3 аршина 3 вершка (2,27 м), а вышина от земли до крыши 2 арш. 2 вершка (1,51 м); внутри же длина 3 арш. 9 вершк. (2,53 м), ширина 3 арш. (2,13 м). Пол в ней и крыша снаружи ветхи, потолка нет; окно только одно волоковое, в 5 верш. (22 см), на правой стороне при входе в келью. В ней находится деревянный крест, аналой и подсвечник старинные, деревянные», — так описывает о. Серафим Архангелов келью прп. Макария Калязинского, хранившуюся в Николаевском Клобукове монастыре. Собственноручно построенная преподобным около 1425 года, она почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убожеством. В 1903 году над этой кельей в качестве футляра поднялась кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили.
Воссозданная в 2009 году келья преподобного Макария.
В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на исконном месте в первозданном виде, восстановленном по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. Нынешняя келья лишена деревянного саркофага, в который некогда была заключена. Размером она крайне невелика — спать, по всей видимости, в ней получалось только сидя. Топилась келья, скорее всего, по-черному, о чем свидетельствует небольшое оконце. Для воссоздания кельи преподобного Макария использовались бревна от старых разобранных домов, не менее чем вековой давности каждое.
Одна из древнейших святынь монастыря — уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия», которая находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. По мнению Б. М. Кирикова, образ Божией Матери «Одигитрия» из Клобукова монастыря «отражает в иконографии консервативные тенденции тверской школы и те импульсы, которые шли от позднепалеологовского искусства... Строго пирамидальная композиция подчеркнуто, монументальна и статична, — пишет исследователь. — Она разработана в уплощенном, как бы сглаженном рельефе. Ровные поверхности цвета — вишневый мафорий Богоматери, золоченые одежды Младенца и нимбы, золотисто-охристые карнации — источают теплое мерцающее свечение».
Строгий «интерьер» реконструированной кельи поражает аскетизмом.
По предварительной договоренности с Музеем имени Андрея Рублева, планируется выполнить копию монастырской святыни.
В восстановленной Макарьевской часовне сейчас находятся иконы, принесенные в обитель кашинцами и жителями окрестных сел и деревень в 1980—90-е годы, когда стало возможным возрождение Николаевского Клобукова монастыря. Многие из них были найдены старостой Петропавловской церкви города Кашина (подворье Клобукова монастыря) Анатолием Снегиревым. Особенность большинства «домашних» икон — объемные деревянные золоченые киоты, выполненные в местной технике тиволинской резьбы. Ее отличительная черта — обрамляющий икону резной орнамент в виде спелых виноградных гроздьев и витой лозы. Фигурка голубя — также традиционный для Кашина элемент декора в киоте. Многие киоты украшены кружевными рушниками с вышивкой — обычное дело для традиционного крестьянского дома. В левом углу часовни пребывает икона Воскресения Христова, подаренная монастырю потомками кашинского купеческого рода Ждановых.
Уникальная резная икона Богородицы «Одигитрия» хранится в Музее имени Андрея Рублева.
Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после ее кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Она велела передать духовенству, что гроб ее должно держать «честне» (т.е. достойно) и что перед гробом следует зажечь свечу, «пред образом — Спаса Нерукотворенного». Так были обретены нетленные мощи святой благоверной княгини Анны.
Образ Воскресения Господня — бывшая домашняя икона семьи Ждановых.
Слухи о святой вскоре дошли до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей княгини Анны из деревянного храма в каменный Воскресенский собор. И он выполнил обещание. Самодержец с боярами поднял на плечи мощи святой, чтобы перенести их в соборный храм. Но перед входом в собор мощи чудесным образом «встали», их не могли сдвинуть с места. Это поняли как знак того, что на месте обветшавшего Успенского храма надо ставить новый, каменный.
Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году канонизации святой благоверной княгини Анны Собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось готовившимся тогда наступлением на старообрядчество. Дело в том, что при первом вскрытии гроба святая Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей, но на руке были, естественно, соединены не три, а два перста, что вызвало смущение в народе. Княгиня была деканонизирована. Впрочем, жители Кашина продолжали почитать свою небесную покровительницу и заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили город стороной. В XVIII веке записано было более 40 чудес, произошедших на ее могиле. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской, которая состоялась 24 июня 1909 года — вскоре после того, как в России приняли закон о старообрядцах, предоставлявший им гражданские права. Свыше ста тысяч богомольцев и паломников пришли в этот день в Кашин, украшенный по случаю торжества флагами и гирляндами.
Резные киоты местной тивояинской школы.
В послереволюционные годы безбожная кампания по дискредитации православных святынь не обошла стороной Кашин — мощи княгини вскрыли. Правда, произошло это гораздо позже времени основной массы подобных надругательств — в 1930 году. Кашинцы долго никому не позволяли осквернить свою главную святыню. Чтобы это стало возможным, потребовалось буквально накануне арестовать весь райком партии и городской совет, расстрелять многих священнослужителей и подвергнуть жестоким репрессиям бывших монашествующих. Лишь после этого приехавшая комиссия приступила к вскрытию мощей. Надругательство снимали на кинопленку. Вскоре в «Правде» появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами святой Анны Кашинской — это «поповский обман», подлежащий решительному разоблачению. Нужно отметить, что изъятие мощей небесной защитницы города кашинцы демонстративно бойкотировали — чтобы «представить» толпу любопытствующих и сочувствующих происходящему, властям пришлось согнать в Кашин народ из окрестных деревень.
В этой раке с 1909 года по 1990-е гг. покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Раку с мощами святой после этого перенесли в Кашинский краеведческий музей — в качестве объекта атеистической пропаганды. Но и тут большевики просчитались — музей превратился в место молитвенного поклонения. В музейном зале мощи были поставлены в открытом виде, за ракой стояла икона «Прощание Михаила Тверского с Анной Кашинской перед отъездом в Орду», подаренная жителями города Корчева, и много лет люди приходили в музей, покупали билет, приближались к мощам святой княгини и молились перед ними.
Большим почитателем святой благоверной княгини Анны Кашинской был царь Алексей Михайлович.
Только спустя годы начальство раскрыло секрет популярности Кашинского краеведческого музея... В 1948 году, в пору недолгой религиозной «оттепели», святые мощи передали в Вознесенский собор. При Хрущеве этот храм закрыли, а раку с мощами святой Анны Кашинской переместили сначала в Петропавловскую церковь, а позже — в храм Рождества Христова на Горе.
Выставленным в Кашинском краеведческом музее мощам святой княгини в 1930— 40-е годы продолжали поклонятся верующие.
Завершилось это неслыханное кочевье в начале 1990-х годов. 25 июня 1993 года мощи святой благоверной княгини были перенесены во вновь открывшийся кафедральный Вознесенский собор, где они и пребывают ныне. Рака, в который мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с нее сняли обтягивавший ее зеленый бархат. Под ним открылся темно-малиновый бархат с надписью: «Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года».