Николаевский Клобуков женский монастырь г. Кашин, Тверская обл., ул. Смычка, д. 6 карта официальный сайт ©

Объявление

Если у кого-либо сохранились старинные фотографии или другие материалы, имеющие отношение к нашему монастырю, просим обратиться по адресу info@klobukov.ru

Чудеса

О монастыре → Чудеса

Свидетельств о чудесах, совершавшихся в стенах Николаевского Клобукова монастыря, сохранилось немного. Отец Серафим Архангелов рассказывает о некоторых чудотворениях, бывших на месте погребения схимонахов Сергия и Марфы. Множество чудес и исцелений совершалось по молитвам святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской.

Святая благоверная великая княгиня-инокиня Анна Кашинская. Современная икона из Алексеевской церкви Клобукова монастыря. Святая благоверная великая княгиня-инокиня Анна Кашинская. Современная икона из Алексеевской церкви Клобукова монастыря.

Святая благоверная великая княгиня-инокиня Анна Кашинская. Современная икона из Алексеевской церкви Клобукова монастыря.

В 2009 году, к 100-летию со дня второго прославления святой благоверной Анны Кашинской, Николаевский Клобуков монастырь факсимильно издал весьма примечательную брошюру 1911 года «Во славу святой благоверной княгини Анны Кашинской».

Брошюра эта написана некоей Александрой Дьяконовой (судя по всему, довольно молодой особой), которая спешит рассказать людям о том, как, будучи в Москве, благодаря Анне Кашинской, она исцелилась от своего недуга. Казалось бы, что тут нового? Болезнь, страдания, обращение к святому и исцеление. Ан нет, история, при ближайшем рассмотрении, оказывается не слишком типичной.

Так могла выглядеть как Александра Дьяконова, так и героиня бунинского «Чистого понедельника». Так могла выглядеть как Александра Дьяконова, так и героиня бунинского «Чистого понедельника».

Вот как рассказывает госпожа Дьяконова о своем недуге: «Немало пережив весьма тяжелых жизненных толчков и разных огорчений, — я сильно нервно заболела. Сначала еще боролась со своим недугом, выразившимся в унынии и раздражении, и принимала лекарства для подкрепления сил и нервного успокоения, но потом, когда духовное мое состояние ухудшилось, я бросила эти заботы о себе и стала жертвою тяжелых нервных страданий». У Александры появились мысли о том, что «надо покончить все расчеты с жизнью», одновременно с этим «вера совершенно затмилась» в ее душе. Весьма подробные и яркие описания душевного настроения героини напоминают нам о той эпохе, современницей которой она являлась. Начало XX века в русской культуре принято называть Серебряным веком. Это время господства стиля модерн, время символизма и декаданса. Время сомнительных «прозрений» и всеобщего увлечения спиритизмом. Повышенная чувствительность, нервная возбудимость, мистериальность — все это приметы эпохи, чью «печать» получила и Александра Дьяконова. При чтении ее исповедального, почти дневникового повествования невольно вспоминается героиня рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник», действие которого тоже разворачивается в Москве. Именно в таких выражениях, в каких пишет о себе героиня брошюры, могла бы написать о себе после отъезда в Тверь и героиня Бунина: «Переживая томление и страдание души, я испытывала и физически тяжелое состояние: мне как будто не хватало воздуха для дыхания и, по временам, я положительно задыхалась. Не освежал меня приток свежего, чистого воздуха, и светлый солнечный день и красоты весенней природы вызывали у меня на душе не радость, а еще сильнейшее страдание и тоску... В эти моменты, во время болезненных приступов, я порывисто стремилась покончить с собой, но или слабость моей воли, или окружающие меня люди мешали мне привести в исполнение задуманное».

Старая Москва, в центре —храм Христа Спасителя. Примерно в таких декорациях происходит действие рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник». Старая Москва, в центре —храм Христа Спасителя. Примерно в таких декорациях происходит действие рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Старая Москва, в центре —храм Христа Спасителя. Примерно в таких декорациях происходит действие рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Героиня Бунина, как мы помним, находит душевное успокоение в Марфо-Мариинской обители. Александру Дьяконову «томление и страдания души» приводят 12 июня ко всенощной в Ивановский монастырь (по всей видимости, имеется в виду Иоанно-Предтеченский монастырь возле Китай-города). А день этот примечателен — именно 12 июня (по старому стилю) 1909 года в Кашине состоялось второе прославление святой княгини Анны Кашинской. «Я вошла в храм, — сообщает Александра Дьяконова, — положительно без всякой веры и желания молиться, напротив, с критически настроенными мыслями к вере и молитве. На аналое, к которому я подошла, лежал образ св. благоверной княгини Анны...» Наша героиня с вызовом мысленно обращается к святой: «Открой же мне, ведь религия придумана и создана только самими людьми, и их воображением создано Божество, а небо безмолвно и ничего общего не имеет с нами, нашим представлением и нашей жизнью?» И в этот момент: «Открыв свою душу, излив все страдания ее, смотря на икону угодницы Божией, вдруг я почувствовала в своем сердце какую-то необычайную теплоту, как будто в него проникла живая сила другого “я”, — и моего затемненного духа коснулся другой дух, дух чистого небесного существа, который внес собой свет и тепло в мою омраченную душу, и в ней загорелась новая жизнь; тогда точно солнечный свет озарил всю мою душу, из глаз ручьями полились слезы и вместо печали, радостью наполнилось сердце».

Марфо-Мариинская обитель в наши дни Марфо-Мариинская обитель в наши дни

Марфо-Мариинская обитель в наши дни

Случилось чудо. С этого мгновения «модный» недуг оставил несчастную женщину, и душа ее открылась Богу: «Сердце мое охватило чувство любви и сострадания к людям, мир Божий показался мне дивно хорош, и поражалась я великим милосердием Спасителя надо мною и удивлялась тому, как я могла сомневаться и отрицать всемогущую Его силу и бежать от Него, подчиняясь влиянию темной силы?» С трудом веря в свое исцеление, Александра попыталась снова вызвать в себе скептический настрой. Но это была уже минутная слабость, агония темных сил. В этот же день наша героиня отправилась к знакомой и поведала ей о случившемся. Та порекомендовала Александре пойти в Ивановский монастырь, рассказать священнику о чудесном исцелении и попросить отслужить благодарственный молебен угоднице Божьей Анне. Через три дня, будучи «охвачена молитвенным настроением и благоговейно-благодарным чувством к св. бл. кн. Анне», Александра Дьяконова пришла в храм на литургию и впервые за долгое время причастилась Святых Христовых Тайн.